Вечером в воскресенье 5 мая после жёсткой экстренной посадки разбился самолет «Sukhoi Superjet 100» (он же SSJ-100 или «Сухой Суперджет 100»). После полуночи представитель пресс-службы Следственного комитета РФ Елена Марковская объявила, что погиб 41 человек. По ее словам, это 40 пассажиров и один сотрудник экипажа.
Самолет выполнял рейс SU1492 Москва — Мурманск. Он взлетел в 18:03 по московскому времени. Согласно записи полета, сохранившейся в на сайте Flightradar24, в 18:10 он набрал высоту 3216 метров, после чего начал снижаться, заходя на посадку.
«Суперджет» коснулся взлетно-посадочной полосы Шереметьево примерно в 18:30 по московскому времени. Самолёт, если верить доступным в интернете видео и свидетельствам очевидцев, сильно ударился о поверхность полосы, его подбросило, после чего он загорелся. Огонь быстро охватил заднюю часть самолета. В конце пробега самолет развернуло, и он остановился.
На борту авиалайнера находились 73 пассажира и пять членов экипажа. Сразу же после остановки бортпроводники объявили эвакуацию и стали помогать людям покинуть самолет.
В Следственном комитете России заявили, что рассматриваются различные версии произошедшего, среди которых недостаточная квалификация пилотов, диспетчеров и лиц, проводивших технический осмотр борта; неисправность воздушного судна; неблагоприятные метеоусловия.
Эта катастрофа стала одной из самых обсуждаемых тем понедельника: подробностями и мнениями делятся эксперты в области авиации, в новостях это стало одной из центральных тем дня, блоггеры оставляли свои комментарии о ситуации.
Своим профессиональным мнение в качестве авиационного журналиста поделился автор YouTube-канала «Редакция», который отложил выпуск очередной серии своего видеоблога и вместо этого рассказал с профессиональной точки зрения, что именно произошло, и в чём правы люди, обсуждающие трагедию в интернете, а в чём они сильно заблуждаются.
Решили не выкладывать сегодня новый выпуск из-за катастрофы в аэропорту Щереметьево. Вместо этого записали мои размышления как авиационного журналиста по поводу произошедшегоhttps://t.co/gqaMYI70RP
— Алексей Пивоваров (@pivo_varov)
Ниже вы найдёте видео и текстовую расшифровку мнения журналиста:
«Добрый день, друзья. Мы сегодня хотели выложить такой расслабленный междупраздничный выпуск интервью, и решили его перенести из-за трагедии, которая случилась в Шереметьево. Прежде всего, наши соболезнования всем родственникам погибших. Причина, по которой я решил записать свой комментарий, заключается в том, что, несмотря на то, что я сам пилот (я пилот-любитель, не могу, конечно, в этом качестве что-либо комментировать про большую авиацию), но как авиационный журналист я занимаюсь этой тематикой много лет, и точно разбираюсь в авиации, в том, что там происходит, намного лучше, чем в среднем журналисты, которые сейчас пишут очень много, как после каждой катастрофы, очень много бреда, к сожалению.
Итак, было очень много сообщений, что самолет загорелся в воздухе. Любой пилот вам скажет, что это самая страшная ситуация, которая может случиться с летящим самолётом, потому что самолет горит очень быстро. Но откуда появились эти сообщения? Они появились после первых сообщений очевидцев и после появления вот этих вот видеозаписей, где в кадр врывается уже на полосе на земле горящий самолет. В процессе пробега после посадки его сносит с полосы, разворачивает практически на 180 градусов, и начинается эвакуация с двух передних выходов. Отсюда и пошли сообщения, что на самолете случился пожар, и по этой причине он возвращался в Шереметьево. Но позже появились другие свидетельства, появились другие факты, а, главное, появились другие видео. Вот одно из них очень важное, где видно, что никакого пожара до столкновения самолета с землей на самом деле не было. Мы видим, что пожар начался после жесткой посадки после удара о землю, то есть непосредственной причиной катастрофы была жесткая посадка, а вовсе не пожар в воздухе.
Дальше появились сообщения, что какую-то роль в этой катастрофе сыграл удар молнии, что в самолет попала молния после того, как он набрал высоту примерно в три километра и попал в грозовое облако. Одно можно сказать с уверенностью: удар молнии в летящий самолет – не редкое событие. Вы в сети, в ютьюбе найдете много таких видео, как молния попадает в стоящий на земле самолет, как молния попадает в летящий самолет, есть съемки того, как молния попадает в самолет, сделанные изнутри самолета. Самолеты к этому приспособлены, ничего страшного не происходит. Если объяснять коротко и просто: самолет не заземлён, и поэтому молния не наносит ему существенного вреда. Как правило, она оставляет отметины на фюзеляже и не более того. Может ли отказать вследствие этого
электронное оборудование? Да, теоретически это может случиться. И в этом случае вследствие ли удара молнии, или по какой-то другой причине произошел отказ радиосвязи. Сначала пилоты сообщили об отказе радиосвязи (сейчас подробнее о том, как они это сделали), затем объявили общую «emergency» (объявили тревогу) и стали заходить на посадку в аэропорт вылета, то есть назад в Шереметьево.
Что здесь очень важно: насколько критичен для самолета отказ радиосвязи? Это, конечно, чрезвычайная ситуация, но она не катастрофическая. Она описана в инструкциях, и пилоты знают, что делать в таких случаях. Они установили на транспондере (прибор для передачи полетной информации по радиоканалу) сигнал сначала о потере радиосвязи, потом сигнал об общей emergency situation и выполняли заход на посадку без связи с диспетчером. Строго говоря, связь с диспетчером для выполнения безопасной посадки не нужна.
Могло ли в результате вот этого теоретического попадания молнии отказать все электронное оборудование? Ну, теоретически могло, однако есть признаки того, что по крайней мере часть этого электронного оборудования на самолете работала. Какие это признаки? Очень просто: тот самый транспондер, который продолжал работать, с помощью которого пилоты передали информацию о чрезвычайной ситуации на борту и то, что транспондер работал, можно видеть на общедоступном сервисе Flightradar24, который ровно от транспондеров получает информацию о том, что происходит с самолетом.
Очевидно пилоты столкнулись не с одним, а с несколькими серьезными отказами. Были сообщения, что отказала электронная система захода на посадку. Не очень понятно, что конкретно имеется в виду, поскольку на самолете несколько различных электронных систем, которые могут использоваться для захода на посадку. Но что самое главное: отказ даже всей электроники не приводит к катастрофическим последствиям. Двигатели работают, самолет летит, пилоты управляют самолётом и могут сесть визуально. Важный вопрос: могли ли они сесть визуально? Для этого мы смотрим прогноз погоды авиационный, так называемый METAR – это авиационный прогноз погоды, передаваемый в том числе на борт самолета в виде цифр и букв. И мы видим, что погода в аэропорту Шереметьево, если говорить простым обывательским языком, была хорошая: облака были на высоте примерно двух километров, они были незначительные и грозы, кстати, в METAR-е не упоминается вообще. Возможно, когда самолет отлетал дальше от аэропорта, он действительно попадал в грозу, но над самим аэропортом не было ни грозы, ни осадков. Видимость была более десяти километров. То есть визуальному заходу на посадку (визуальному, когда пилот просто видит, куда он летит и управляет самолетом визуально, как летает вся малая авиация) ничего не препятствовало. Это факты, которые бесспорны.
Судя по тому, что через сутки после трагедии рассказал командир корабля Денис Евдокимов (с ним пообщалась «Комсомольская правда») никакого отказа органов управления на суперджете не было. Был так называемый прямой режим управления: это когда команды, подаваемые пилотом через ручку управления и другие органы управления идут напрямую, а не через компьютер как в штатной ситуации. Но это не критическая ситуация, это просто один из режимов управления самолетом. Двигатели работали, механизация, то есть закрылки, работали, шасси были выпущены, что мы видели на том аварийном видео. В общем непонятно, почему произошла такая жесткая посадка, а главное непонятно почему пилоты считали, что любая посадка, даже самая жесткая, лучше, предпочтительнее, является меньшим злом, чем уход на второй круг, чем выполнение нового захода.
И еще одна важная деталь: самолет садился с превышением допустимой посадочной массы. Это когда бывает? Когда полностью залито топливо – оно наверняка было залито до Мурманска и обратно. И с такой посадочной массой самолет в штатной ситуации садиться не должен. В аварийной ситуации, конечно, можно садиться как угодно. Главное обеспечить безопасную посадку и возвращение самолета и людей на землю.
Много вопросов к экипажу. То, что происходило после посадки в салоне самолета, уже сейчас многократно описано. Мы действительно, очевидно, имеем дело со случаями героизма со стороны бортпроводников, один из которых сейчас числится погибшим. И еще три очень важных, на мой взгляд, момента.
Первое: уже появилось много комментариев, что во всем виноват сам суперджет: что это сырой самолет, недоделанный самолет, что к нему масса претензий была и в прошлом. Это правда: к самолету есть вопросы, мягко говоря. Но к данной катастрофе они не имеют никакого отношения: поверьте, друзья, какой бы вы самолет с такой силы ни приложили – Boing, Airbus – неважно, он бы точно так же загорелся с высокой степенью вероятности.
Второе: многие мои друзья в фэйсбуке* (*Facebook и Instagram запрещены в России, Meta признана экстремистской организацией) призывают чуть ли не линчевать пассажиров, которые сбегали по эвакуационным трапам и тащили на себе багаж. Но знаете: уже есть в сети (мы специально не показываем видео из горящего самолета с этими ужасающими криками пассажиров). Вы же понимаете, что люди не отдают себе отчет в том что делают? Ими движет инстинкт. Инстинкт схватить свое и бежать – это один из наших базовых инстинктов. Поместите себя в ситуацию горящего самолета, а не дивана, где вы это спокойно сидите и пишите.
И третье, намного более важное: первая пожарная машина, это хорошо видно на видео, прибыла к горящему самолету более, чем через минуту. Он уже вовсю пылал и вовсю уже шла эвакуация. Почему не раньше, если о том, что аварийная посадка, было известно заранее? Не ожидали таких последствий от посадки с отказавшей радиосвязью? Еще были какие-то причины? Неизвестно. Но на этот вопрос мы тоже должны получить ответ вместе с итогами расследования самого авиапроисшествия, потому что когда самолет горит, каждая секунда промедления может унести чью-то жизнь.
Надеюсь, результаты расследований не заставит себя ждать, учитывая что и черные ящики уже найдены, и оба пилота выжили и дают показания. И надеюсь, мы получим ответы на все эти неудобные вопросы, а не только список виноватых.
Берегите себя друзья.»
¹признан СМИ-иностранным агентом